На фоне уверенно растущих показателей нефтяных и газовых компаний России угольная отрасль наряду с электроэнергетикой показала спад производства. Угольщикам удалось нарастить экспортные поставки, но мировые цены на коксующийся уголь упали на 15%, а на энергетический — на 11%. На внутреннем рынке отрасль столкнулась со стагнацией спроса на коксующиеся угли, а угольная генерация проигрывала конкуренцию гидроэнергетике, пишет “Коммерсантъ”.
На прошлой неделе министр энергетики Александр Новак представил Владимиру Путину итоги 2013 года в отраслях ТЭКа. Изданию удалось ознакомиться с презентацией Минэнерго, подготовленной к этой встрече. По ней добыча нефти и газового конденсата в 2013 году установила рекорд, которого, по словам господина Новака, “не было с 1990-х годов”: поднявшись на 0,9%, до 523,2 млн тонн, добыча газа выросла на 2%, до 668 млрд куб. м. Поставки газа на экспорт с учетом СПГ выросли на 10,4%, до 205,6 млрд куб. м. Ожидаемый спад показала ориентированная на внутренний спрос энергетика: потребление упало на 1,4%, до 1,01 трлн кВт ч. Снижение производства зафиксировано и в угольной отрасли: в 2013 году компании добыли 352 млн тонн, что на 0,78% меньше, чем в 2012-м.
Падение объема поставок угля на внутренний рынок (на 5,1%, до 178 млн тонн) было компенсировано ростом экспорта на 12,6%, до 142,9 млн тонн. Но около 30 млн тонн угля все равно осталось на складах (что, впрочем, меньше чем 40 млн тонн по итогам 2012 года). Потребление коксующегося угля в России выросло всего на 1 млн тонн, а спрос на энергетический сократился на 10 млн тонн.
Собеседники в угольной и металлургической отраслях объясняют стагнацию спроса на коксующийся уголь тем, что мощности сталеваров остаются недозагруженными. Так, выпуск стали в России за январь—ноябрь 2013 года, по данным Всемирной ассоциации производителей стали, снизился на 2,2% к 2012 году и составил 63,38 млн тонн при суммарной мощности 80 млн тонн стали в год. Крупнейшие российские производители коксующегося угля “Мечел” и Evraz с 2012 года наращивают экспорт, но с учетом дорогой логистики и низких мировых цен у них нет очевидных конкурентных преимуществ.
Падение спроса на энергетический уголь в стране, видимо, связано прежде всего с природными явлениями. Собеседник в энергокомпании со значительной долей угля в топливном балансе говорит, что на спрос на уголь повлияла высокая выработка ГЭС в Сибири, где сосредоточено около половины российской угольной генерации. Как отмечает аналитик Газпромбанка Наталья Порохова, в объединенной энергосистеме Сибири, где 94% ТЭС — угольные станции, снижение их выработки по итогам года составило 14%. По ее оценкам, в среднем по России выработка угольных станций сократилась примерно на 9%.
Ситуация в отрасли обсуждалась в Минэнерго в начале декабря 2013 года, рассказали источники в угольных компаниях. По их словам, угольщики сетовали на высокие транспортные тарифы, низкую пропускную способность железных дорог и нехватку портовых мощностей, что позволяет владельцам портов держать высокие цены на перевалку,— все это бьет по рентабельности производителей при снижении цен. Так, на Дальнем Востоке многим угольщикам приходится работать с Восточным портом (подконтролен УГМК Искандара Махмудова), тарифы которого “в несколько раз выше, чем в европейских портах”, приводит пример один из собеседников. “Мечел” вообще не пускает никого из конкурентов в контролируемые им порты Ванино и Посьет. Но конкретных поручений по итогам совещания не было, говорят источники.
При этом в 2014 году Минэнерго ожидает ввода 8,3 млн тонн новых мощностей по добыче угля. Министерство, говорится в презентации, постарается поддержать инвестиции прежде всего в новые центры угледобычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Тува, Якутия, Забайкалье) за счет “адресной господдержки, инвестиционных налоговых льгот, использования накопительной части пенсионных фондов, а также Фонда национального благосостояния”. Осенью 2013 года ВЭБ уже одобрил кредит “Мечелу” на $2,5 млрд для развития Эльгинского месторождения, управляющий пенсиями РЖД НПФ “Благосостояние” обеспечил кредит порту Ванино на 5,3 млрд руб. На средства ФНБ для освоения Элегестского месторождения рассчитывает ТЭПК Руслана Байсарова. Кого еще может коснуться господдержка, в Минэнерго вчера не уточнили. Но с учетом конъюнктуры целевой показатель добычи 380 млн тонн угля к 2020 году, указанный в презентации Минэнерго, кажется источникам в отрасли “труднодостижимым”.