И.о. генерального директора ОАО «ЕвроСибЭнерго» Вячеслав Соломин выступил с заявлением по проекту «Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности по вопросу особенностей участия на оптовом рынке гидроэлектростанций, расположенных во второй ценовой зоне оптового рынка».
- Безусловно, принятие такого постановления ожидаемо генераторами второй ценовой зоны. В Сибири избыток мощностей, которые необходимо задействовать с наибольшей эффективностью, именно в рыночной логике. Особенно, если речь идет об экологической генерации. Около половины электроэнергии Сибири вырабатывается гидроэлектростанциями, они служат еще и регуляторами энергосистемы (компенсируя, в частности, неконтролируемые отклонения Казахстана). И наличие высокой доли гидрогенерации обеспечивает более низкие цены для потребителей (по сравнению с Европейской частью страны). Кроме того, ГЭС участвуют с ценопринимаюшими заявками, как на электроэнергию, так и на мощность, обеспечивая на рынке торможение цен, предлагаемых тепловой генерацией.
В проекте постановлении Правительства речь идет о частичной либерализации тарифов на мощность ГЭС (мощность других производителей электроэнергии, как и сама электроэнергия, давно продается по свободным ценам). Решение взвешенное и своевременное. Сегодня ГЭС обязаны подавать на рынок только ценопринимающие заявки, то есть участвуют в ценообразовании на стороне потребителя. При этом ввод в строй энергоблоков Саяно-Шушенской и Богучанской ГЭС, а также новых объектов сетевой инфраструктуры, сформировал предпосылки для существенного снижения цен на электроэнергию в Сибири (только в текущем году в регионе более чем на 30% снизилась цена на мощность). В этих условиях конкуренция тепловой и гидрогенерации должна вестись в равных экономических условиях, строиться на сокращении издержек и повышении внутренней эффективности, а не на искусственном регулировании наиболее эффективного производителя. Ведь у ГЭС по сравнению с ТЭС нет возможности получать выручку от продажи тепла.
Также с частичной либерализацией мощности гидроэлектростанции получают возможность заключать с потребителями прямые двусторонние договоры, позволяющие обеим сторонам фиксировать ценовые параметры на долгосрочной основе. Это – логика рынка. Такие договоры могут заключаться по цене ниже рыночной, что, собственно, и существовало до 2011 года.
Но до финального решения Правительства говорить об экономическом эффекте для генераторов второй ценовой зоны пока преждевременно. При возврате к рыночному регулированию необходимо учесть интересы всех категорий потребителей, и прежде всего населения. В данном случае, объемы регулируемых договоров и порядок установления тарифов соответствующими органами (ФСТ) не изменяются. Государство, в силу действующей модели рынка мощности и принимаемых поправок, в любом случае сохраняет контроль над ценовой ситуацией на рынке электроэнергии.